Есть те, кому иностранные языки даются легко, есть те, для кого изучение языка – тяжкий труд. Есть те, кто получает отдачу пропорционально потраченным силам и времени. Однако, важно понимать, что любой вложенный труд может стать «сизифовым» из-за одной простой функции нашей памяти – самоочищения. Наша память умеет сохранять важную информацию на долгие годы и забывать неважную почти мгновенно. Например, часто бывает, вы спросите днем у друга название интересного фильма, а вечером не можете его вспомнить или же пытаетесь выучить pin-код своей банковской карты, а перед банкоматом вдруг понимаете, что 4 цифры, которые «зубрили» весь вчерашний день, будто растворились…
Все вышеперечисленные примеры реальны лишь потому, что память старается избавиться от большей части информации, получаемой непрерывно, которую она считает ненужной. Отсюда вопрос: как же память понимает, нужная эта информация или нет и почему точки зрения вас и вашей памяти часто не совпадают? Увы, над ответом все еще продолжают биться генетики и биоинженеры. Но каждый из вас знает эффективные приемы, найденный практическим путем, которые обеспечивают долгосрочное и качественное запоминание информации. Например, представление информации в виде образов, создание устойчивых связей с «якорями» памяти, ассоциаций, стихотворная форма и многое другое.
В этой статье мы поговорим о том, как не дать памяти забыть иностранный язык, который у большинства студентов нет возможности и, главное, необходимости использовать ежедневно. Т.е. «львиная» доля информации, полученной на уроке, теряется уже через час после окончания урока. Что говорить к концу учебного года о темах, которые проходили в начале курса?
Я дам несколько практических советов, которые помогут увеличить остаточную часть информации и помогут повысить эффективность изучения иностранного языка.
- Бегло повторяйте темы прошлых занятий. После того, как тема пройдена не спешите выкидывать распечатки и доп. материал. На следующий день уделите 10-20 минут пересказу того, что осталось в памяти. Уверена, вы почувствуете, где остались пробелы и сможете «по горячим следам» их восполнить. Аналогичную процедуру нужно провести еще через неделю после занятия и через месяц.
- Сохраняйте связь тем, на протяжении курса. Используйте слова и темы из прошлых занятий в заданиях на новые темы. Старайтесь связать темы, по которым идет преподавание, в единую смысловую цепь. Например, если первая тема была «Еда», а вторая литература – можно в некоторых играх на уроках попытаться описать кулинарную книгу или меню ресторана.
- Используйте усвоенный материал на внешних ресурсах. Сейчас существует масса Интернет-ресурсов, в которых есть возможность получить информацию на разные узкие темы. Это беседы «TED», специализированные тематические сообщества, узкоспециализированные сайты и другие ресурсы. Например, если тема урока была политика, вы можете открыть политический сайт на необходимом языке и попробовать почитать несколько первых попавшихся статей и открыть «YouTube», найти подходящий короткий ролик и послушать его, пытаясь понять. Также можно зайти в тематическое сообщество «Facebook» и попробовать пообщаться с носителями на выбранную тему.
- Создавайте словарные карточки. Итогом прохождения каждой темы должны стать слова и выражения, которые вы отложили себе в памяти и занесли в активный разговорный словарь. Т.е. вы легко сможете сходу употребить их, если потребуется. Этот словарный запас необходимо где-нибудь вести и регулярно повторять слова при любой удобной возможности. Есть люди, которые любят вести бумажные карточки, но, на мой взгляд, практичнее установить приложение на смартфон для изучения языка и вести свой словарь в нем. Обычно такие приложения имеют также сервис по повторению грамматики и богатый инструментарий для запоминания слов. Кроме того, они снабжены своей базой качественного видео, аудио и текстового материала.
- Ведите мысленные диалоги. Вы просто гуляете по улице, сидите дома, мечтаете под душем, отдыхаете после рабочего или учебного дня. Человек в любом случае ведет с собой внутренний диалог. Ведите его на изучаемом вами языке. Становитесь себе оппонентом, доказывайте, упорствуйте, аргументируйте. Вы остро почувствуете слова, которых не хватает, для качественного выражения своих мыслей, внесите эти слова в свой словарь. Качество словаря, наполненного таким образом заметно лучше, нежели стандартного набора из учебника, потому как слова, которыми пользуйтесь лично вы, запомнятся именно вам легче и понадобятся быстрее, чем общий классический лексикон.
Используя эти не хитрые правила на постоянной основе вам не понадобится существенно больше времени, однако эффективность обучения значительно вырастет. Еще спасибо скажите!
В заключении, вам хочу пожелать скорейшего «Advanced level», а себе – позитивных и целеустремленных студентов. Ведь, что еще можно пожелать человеку, у которого «Advanced level» уже есть?